Современное дизельное топливо и то, что было до 70-х годов 20 века, имеют существенные различия. Поэтому когда кто-то говорит, что дизель катастрофически вреден для окружающей среды, находится под влиянием устаревшей информации. И говорит даже не о дизельном топливе, а о солярке. А это совершенно два разных вида топлива, хоть многие и привыкли считать объединять их в один продукт.
Раз и навсегда развеять подобные заблуждения поможет классификация дизельного топлива. Согласно ГОСТу дизель разделяется по классам, маркам и сортам. И в зависимости от типа подходит для тех или иных условий работы.
Почему солярка – это не дизельное топливо
Солярка — продукт нефтепереработки, полученный в 1857 году. Название произошло от немецкого «Solaröl», что обозначает «солнечное масло». Использовалось такое топливо для заправки ламп.
Дизель — более чистая фракция нефти. Была получена в 1896 году. Названа же, по фамилии немецкого изобретателя, создавшего Рудольфа Дизеля. Учёный в 1892 году получил патент № 1892 на «Двигатель с компрессионным зажиганием» и параллельно изобретению самого двигателя искал подходящее для него топливо. В 1896 году эксперименты закончились удачным запуском мотора и его стабильной работой на новом виде топлива, которое и получило название «дизельное».
Солярка по своему химическому составу — это средний продукт между керосином и дизельным топливом. Многие привыкли называть дизель соляркой только потому, что в долгие годы в СССР действовали ГОСТы, слабо уточняющие, каким должно быть качество дизельного топлива.
За дизель мог выдаваться продукт со слабой очисткой, то есть солярка. Но такое топливо сильно дымит и действительно катастрофически загрязняет окружающую среду. И это один из моментов, почему «солнечное масло» не используется для заправки автомобилей.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что называть дизельное топливо соляркой, безграмотно. Это два совершенно разных продукта, которые имеют разное назначение.
Марки дизельного топлива по ГОСТу
Не существует топлива, которое бы выпускало без учёта требований ГОСТов. А в актах «Государственные Стандарты» прописано, что дизельное топливо должно маркироваться таким образом, чтобы из обозначений было понятно, для чего топливо создано.
Неверный информационный блок
-
Буквенная символика говори о виде нефтепродукта — «ДТ» (дизельное топливо).
-
Обозначение климата, для которого дизель предназначен — А, З, Е, Л. То есть арктическое, зимнее, межсезонное и летнее соответственно.
-
Параметры, обозначающие количество серы в дизеле — К1, К2, К3, К4 и К5 (класс экологичности).
Современное дизельное топливо создаётся максимально безвредным для окружающей среды. Поэтому выпуск дизеля с высоким содержанием серы запрещён. На АЗС в России присутствует дизельное топливо исключительно с классом экологичности К5. В нём содержание серы не превышает 10 мг на кг, что считается отличным показателем.
Марки дизельного топлива могут выглядеть: ДТ-А-К5 или ДТ-З-К5. Независимо от того, летний дизель, зимний или арктический, класс экологичности в маркировке всегда будет К5. Линейка же от К1 до К5 была придумана, когда ещё в ходу были сорта топлива с высоким содержанием серы.
Классы и сорта дизельного топлива — это не только про экологию
Неверный информационный блок
Согласно ГОСТам РФ существует ещё один набор классов для дизельного топлива. Он не имеет отношения к экологическим классам (К1-К5). Обозначение этих классов не сокращается и указывается полностью, чтобы можно было понять, для каких климатических зон топливо подходит.
-
Класс 0 (-20 °С).
-
Класс 1 (-26 °С).
-
Класс 2 (-32 °С).
-
Класс 3 (-38 °С).
-
Класс 4 (-44 °С).
Конечно же, существует дизельное топливо и для умеренного климата. И обозначается оно не классами, а сортами:
-
сорт А (+5 °С);
-
сорт B (0 °С);
-
сорт C (-5 °С);
-
сорт D (-10 °С);
-
сорт E (-15 °С);
-
сорт F (-20 °С).
Получается, что где заканчиваются сорта, то есть на F (-20 °С), там начинаются классы для арктического климата, то есть Класс 0 (-20 °С).
Полное название дизельного топлива может выглядеть таким образом: ДТ-З-К5 сорт D. Либо же некоторые производители не указывают букву, но сразу прописывают уровень температуры.
Дизельное топливо Евро 5
В связи с тем, что в РФ были за норму приняты европейские стандарты, обозначение Евро-5 приемлемо для отечественных производителей. Оно говорит о том, что ДТ имеет 5 класс экологичности.
Европейский стандарт EN 590 был принят в 1993. До 2009 года он претерпевал массу изменений. Сегодня в Европе действует последняя редакция EN 590-2009.
ГОСТ Р 52368-2005 — это российский стандарт. И когда в 2005 году были приняты нормы для дизеля, в них уже были учтены те требования, которые в Европе были приняты лишь в 2009 году. Касались они именно температурной классификации и сортности.
Технические характеристики дизельного топлива Евро 5:
Нормы в отношении экологического класса |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
Массовая доля серы, не более (мг/кг) |
500 |
350 |
50 |
10 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже (°С): |
|
|||
для летнего и межсезонного дизельного топлива |
40 |
40 |
55 |
55 |
для зимнего и арктического дизельного топлива |
30 |
30 |
30 |
30 |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более (%) |
– |
11 |
11 |
8 |
Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее |
45 |
51 |
51 |
51 |
Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее |
– |
47 |
47 |
47 |
Указанные параметры — это лишь небольшая часть из списка требований к дизельному топливу. Все они прописаны в ГОСТах РФ и соблюдаются при производстве как отечественными, так и европейскими НПЗ.
Задайте нам вопрос Или закажите обратный звонок