Высокое октановое число — хорошо или плохо для двигателя

Что дает октановое число

Чем выше октановое число бензина, тем лучше для двигателя или хуже?

Прежде чем разбираться, какие последствия ждут вашу машину, если её заправить бензином с высоким или низким октановым числом, давайте разберём немного теории. Без понимания, что это такое — октановое число бензина, не получится вникнуть в варианты влияния топлива на двигатель.

Любой бензин маркируется определёнными цифрами: 92, 95 и так далее. Это и есть показатель октанового числа. Но что они значат?

Всё очень просто. Октановое число бензина — это показатель устойчивости топлива к самовоспламенению. В данном случае нет речи о воспламенении машины. Речь идёт о воспламенении бензина в камере двигателя, благодаря которому высвобождается энергия и машина начинает движение.

Так вот пока это воспламенение контролируемое системами авто, вы получаете стабильно работающий двигатель. Срок его эксплуатации будет длительным и ТО понадобится только плановый, а не в связи с поломкой.

Чем выше октановое число, тем бензин более устойчив к воспламенению. При повышении давления в камерах двигателя, он не загорится сам, а будет ждать искры от свечей.

Так что же получается, 95 бензин лучше, чем 92, спросите вы. А вот и нет. Разбирая, какой бензин лучше — 92 или 95, следует учитывать рекомендации производителя автомобиля.

Каждый двигатель разрабатывается под определённое октановое число. И только с подходящим ему бензином будет работать с полной отдачей, и служить десятилетиями.

Что будет, если заправиться неподходящим для авто бензином

Последствия для двигателя при заправке неподходящим топливом в каждом отдельном случае будут разные. Однако есть такие, что проявятся у всех машин одинаково.

Для начала рассмотрим вариант того, что в топливный бак попал бензин с октановым числом выше, чем рекомендовано производителем.

Нужен 92, а заправили 98

Самое худшее, что в этом случае может случиться, это прогорание прокладок во внутренних узлах двигателя. Связано с тем, что бензин с высоким октановым числом даст больше энергии в камере авто, которая не рассчитана на такие показатели.

Самое простое, что может случиться — повышение расхода. Опять же из-за того, что двигатель не рассчитан на работу с бензином, у которого высокое октановое число, он просто не будет успевать его использовать. По сути, часть такого бензина вместе с его стоимостью просто вылетает в выхлопную трубу.

Нужен 98, а заправили 92

Самая безобидная реакция двигателя на бензин с октановым числом ниже, чем ему нужно, не существует! В любом случае автомобиль ждут такие последствия, после которых не обойтись без ремонта.

Что может произойти с авто, рассчитанным на 98 бензин, если влить в бак бензин с низким октановым числом:

  • отложения микрочастиц на стенках внутри двигателя — вызовет излишнее трение, вследствие чего могут появиться микрозазоры;

  • самовоспламенение в двигателе до получения искры от свечей — приведёт к детонации, что вызовет деформации отверстий для хода поршней;

  • перегрев двигателя — вызовет полный его отказ.

Как видите, шутки с бензином ради экономии приведут только к огромным затратам на ремонт. Сколько будет стоить перебрать двигатель — зависит от марки и возраста авто. Однако в любом случае суммы за такой ремонт несоизмеримо выше с той экономией на бензине, на которую вы могли надеяться.

Почему возникают поломки

Двигатель будет работать неправильно с неподходящим топливом по той причине, что он настроен на одну степень сжатия, а неподходящее ему топливо на другую. Такое несовпадение и создаёт разлад в работе мотора.

Если говорить о соотношении, то степень сжатия и октановое число бензина смотрите в таблице ниже:

Марка бензина

ОЧИ*

Степень сжатия

АИ-80

80

8,50–9,00

АИ-92

92

10,00–10,50

АИ-95

95

10,50–12,00

АИ-98

98

12,00–14,00


*ОЧИ — октановое число исследовательское

Мы специально привели в пример все востребованные марки бензина, чтобы показать, насколько велика разница в степени сжатия между разными марками бензина. И именно по этой причине нельзя менять на своё усмотрение марку бензина для автомобиля.

Что делать, если в баке оказался бензин с неподходящим октановым числом

Если вы решили поэкспериментировать и все же залили неподходящий бензин, а потом опомнились и хотите исправить ситуацию, то есть несколько действенных способов. Однако прежде чем к ним приступить, постарайтесь доехать до гаража, не вдавливая педаль газа в пол и не давая полных оборотов двигателю.

Пока двигатель вашей машины получает неподходящее для него топливо, и неважно, со слишком высоким октановым числом или низким, ваша задача не напрягать его. Только так вы можете избежать всех перечисленных выше последствий.

Дальнейшие действия зависят от того, нужно вам понизить октановое число бензина в баке или повысить. В каждом случае вам придётся временно не пользоваться машиной. Либо же слить неподходящий бензин и влить из припасённой канистры подходящий.

Как понизить октановое число бензина

Помимо того, что октановое число бензина указывает на устойчивость к детонации, оно также говорит о том, что в составе топлива увеличены вещества для выделения большего количества энергии. Как правило, это газовый концентрат, а это значит, что добавленные компоненты летучие. Следовательно, на вопрос, как понизить октановое число бензина, можно ответить очень просто: дать бензину «подышать».

Самый безопасный способ — слить бензин из бака в подходящую ёмкость и оставить её открытой. Можно и бак оставить открытым, если соблюсти все меры предосторожности.

Скорость испарения составляет 0,5 октанового числа в сутки.

Получается, что бензин с 98 октановым числом станет с 95 уже через 5–6 дней. До 92 марки бензин должен стоять открытым грубо 2 недели.

Конечно же, при таком способе понижения октанового числа объём бензина уменьшится. И потеря денег тут вдвойне: сначала по причине покупки более дорогой марки бензина, потом по причине того, что придётся восполнить улетучившийся объём.

Существует и другой способ, как можно понизить октановое число бензина. Он более простой, но в то же время даст совершенно непредсказуемый результат. Суть способа в том, что необходимо в 98 или 95 бензин долить керосин. А непредсказуемость в том, что невозможно в гаражных условиях определить правильную пропорцию, сколько нужно добавить керосина, чтобы уменьшить октановое число чётко до 92 марки топлива.

Как определить октановое число бензина без специального оборудования, пока не придумано человечеством. Да, существуют мини-тестеры, приборы для определения октанового числа в домашних условиях. Однако его цена не обрадует вас, при необходимости использования один раз.

Тем не менее, если вы всё же решите обзавестись таким прибором, то имейте в виду, что он ориентируется не на все составляющие, которые могут быть в топливе. Поэтому погрешность будет.

Как повысить октановое число бензина

Высокооктановое топливо рекомендуется почти для всех современных легковых авто. Связано с тем, что новое поколение двигателей более мощное и требует соответствующего топлива.

Если вместо 98 марки бензина вы по какой-то причине залили 95 бензин, то значительно потеряете в мощности. Ещё и двигатель придётся впоследствии промывать от образовавшейся внутри копоти. Если не говорить о более серьёзных последствиях.

Следовательно, нужно срочно решать, как повысить октановое число бензина. Способов тут немного. На самом деле всего один — прийти в специализированный магазин и купить подходящую присадку для увеличения октанового числа.

Современные производители автохимии предлагают массу вариантов для его увеличения. Однако выбирать их необходимо с умом, а не брать то, что подешевле.

Нет ничего страшного в том, чтобы влить в бак с бензином присадку. Дело в том, что НПЗ отчасти так и повышают октановое число бензина. Но они это делают в лабораторных условиях, исследуя каждое изменение топлива и реакции двигателя. Вы же не имеете такой возможности и можете испортить мотор.

Самые распространённые присадки, повышающие октановое число:

  1. Октан Плюсот. Производится в США. Работает таким образом, что не только увеличивает октановое число на 5–6 единиц, а и уменьшает износ поршневой группы.

  2. Octane Plus. Производится в Германии. Поможет повысить октановое число от 2 до 5,5 единиц.

  3. Тотек УМТ. Присадка отечественного производства. Как и американский аналог, не только повышает октановое число бензина, но и защищает внутренние узлы двигателя от преждевременного износа.

Если вы решили использовать одну из указанных присадок или какой-то другой вариант, которому доверяете, то не забывайте одну важную деталь. Чем выше октановое число бензина, тем он быстрее испаряется. Поэтому не стоит проводить такие химические опыты с бензином, если он у вас просто хранится в канистре в гараже. Любая присадка, увеличивающая октановое число бензина — это, по сути, «скорая помощь» для бензина в баке машины.

Чтобы не рисковать работоспособностью двигателя, не следует в принципе экспериментировать и заправлять автомобиль бензином с неподходящим октановым числом. Будьте внимательны к тому, каким топливом вы заправляетесь, и что рекомендует производитель вашего авто.



Поделиться

Вас может заинтересовать