#ALLSTYLES##STYLE#

Что такое цетановое число у дизеля

Что такое цетановое число у дизеля

При въезде на АЗС нас всегда встречают ценники на топливо. Как правило, в них присутствует сразу несколько марок бензина, цифры в названии которых указывают на октановое число. Для бензина это ключевой показатель, о чем знает любой водитель.

В отношении дизельного топлива выбор на заправках более скромный, обычно покупателям предлагают одну-единственную марку — просто ДТ. И мы заливаем топливный бак, не особо заморачиваясь параметрами содержимого. А зря, ведь у него есть сходная с октановым числом характеристика — цетановое число.

Что характеризует и на что влияет цетановое число

Если для бензина важна детонационная стойкость, о которой судят по октановому числу, то с дизтопливом дело обстоит ровно наоборот. Здесь на первое место выходит склонность к самовоспламенению при сжатии в цилиндрах дизеля, оцениваемая как раз цетановым числом.

Именно этой разницей объясняется тот факт, что на производство бензина идут легкие фракции, а дизтопливо вырабатывают из более тяжелых и с как можно меньшим содержанием ароматических углеводородов. С утяжелением фракций возрастает и способность топлива к самовозгоранию.

Цетановое число определяет время задержки горения топливно-воздушной смеси, то есть промежуток между впрыском свежей порции в камеру сгорания и ее вспышкой. От этого показателя зависит, насколько быстро и полно сгорает топливо, а также не стучит ли двигатель при работе.

На величину цетанового числа влияет фракционный и химический состав топлива. Более высокими показателями в сравнении с традиционной продукцией отличается биодизель — топливо на основе растительных масел или животных жиров. Биодизель спокойно можно смешивать с дизтопливом из нефти, такой коктейль часто используется на практике.

А вот добавлять в дизтопливо бензин под предлогом изменения характеристик самовоспламенения — мягко говоря, не самая лучшая идея. Это абсолютно разные по составу продукты, в корне отличные по принципу возгорания в двигателе.

Каков диапазон значений

Чем выше цетановое число, тем короче время задержки воспламенения и тем спокойнее и плавнее протекает процесс сгорания топливно-воздушной смеси. При слишком низких значениях возникают проблемы с запуском, особенно зимой, дизель работает жестко, со стуком. Из-за возросших ударных нагрузок происходит быстрый износ узлов двигателя.

Особо остро это касается современных легковых автомобилей, оснащенных дизельным движком. Обратной стороной их неоспоримого технического совершенства выступает все более высокая требовательность к характеристикам топлива.

Согласно действующим ГОСТам, цетановое число должно быть не менее:

  • летнее дизельное топливо — 51;
  • зимнее и арктическое дизельное топливо — от 47 до 49 (в зависимости от класса);
  • топливо для быстроходных дизелей и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники (кроме реализуемого на АЗС), а также идущее на экспорт — 45;
  • смеси биодизеля — 40.

Однако заправлять транспортное средство продукцией со слишком высоким цетановым числом тоже нецелесообразно. Если время задержки воспламенения оказывается чересчур коротким, топливо не успевает как следует смешаться с воздухом и сгорает не полностью. Это приводит к излишнему расходу, возрастает дымность выхлопных газов.

Верхняя граница приемлемых значений цетанового числа пролегает в районе 55–60 единиц. При определении оптимальных характеристик используемого топлива самое разумное — опираться на указания производителей заправляемой техники.

Как повысить цетановое число

Существует два способа повышения цетанового числа дизельного топлива – регулирование углеводородного состава и ввод специальных присадок (цетан-корректоров). В производственных условиях для оценки качества исходного продукта до ввода присадок используют цетановый индекс — параметр, рассчитанный на основе плотности и фракционного состава.

Известно, что продукция НПЗ не всегда дотягивает до норматива. На случай, если двигатель начнет подавать сигналы о нездоровье, полезно иметь под рукой флакон с цетан-корректором, чтобы залить его непосредственно в топливный бак. Если же вам вынужденно пришлось заправиться жидкостью сомнительного качества или вы не успели сменить топливо с наступлением холодного сезона, то тут надо действовать с упреждением, не дожидаясь последствий.

Многие водители избегают пользоваться цетан-корректорами и выдвигают в оправдание аргумент, что двигатель потом плохо работает без присадок. На самом деле это означает одно — мы просто сильно привыкаем к хорошему и при откате на прежний уровень нам кажется, будто бы дизель теперь стал работать хуже, хотя в реальности ничего подобного нет.

Метод определения фактических значений

Основным и наиболее точным способом измерения цетанового числа дизельного топлива считается моторный метод. Испытания проводятся на установке с одноцилиндровым двигателем, в ходе тестирования сравнивают характеристики сгорания исследуемого и эталонного топлива, цетановое число которого известно.

В качестве эталонного топлива используется смесь цетана и α-метилнафталина, цетановые числа которых равны соответственно 100 и 0. Содержание цетана в процентах от объема в смеси, равноценной по характеристикам в стандартных условиях исследуемому дизтопливу, принимается за его цетановое число. Вместо α-метилнафталина может использоваться гептаметилнонан с цетановым числом 15.

Моторный метод можно применять для испытания биодизеля. Однако корреляция между оценкой такого топлива и эксплуатационными характеристиками точно не установлена.

Компания «Роснефтехим» предлагает дизельное топливо от целого ряда российских производителей. Организуем оперативную доставку продукции на объект, гарантируем соответствие фактических характеристик заявленным. Работаем прозрачно и честно, предоставляем полный пакет документов, бесперебойность поставок вам обеспечена.