#ALLSTYLES##STYLE#

Дизель или бензин: плюсы и минусы

Дизель или бензин: плюсы и минусы

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) — сердце машины, так что вполне объяснимо, если при выборе типа автомобиля покупателя гложут сомнения. Авто на бензине дешевле дизельных в аналогичной комплектации, привычнее, к ним больше доверия. Дизели привлекают своей надежностью и выносливостью.

Публикуемый обзор призван лишь донести до сведения читателей имеющиеся факты, а также подтвердить или опровергнуть давно устоявшиеся мнения. Вердикт, какой из двигателей лучше — дизельный или бензиновый, — остается за самими автовладельцами.

Расходы на топливо

По сравнению с бензиновыми ДВС у дизелей КПД выше, следствием чего является меньший расход горючего. Ранее это преимущество шло им однозначно в плюс, причем первым пунктом, сейчас потенциальная выгода уже не столь очевидна.

Экономия топлива при эксплуатации дизелей значительна, если речь идет о внедорожниках или грузовиках. Здесь разница может составить и 20, и 30%. На небольших легковых автомобилях получить ощутимый выигрыш не удастся, поскольку бензиновые двигатели у этой категории машин по экономичности приближаются к дизельным.

В последние годы преимущество, обусловленное более высоким КПД дизелей, было нивелировано еще и резким ростом цен на дизтопливо. Баснословно дешевая в советское время, солярка впервые обогнала бензин. Таким образом, хотя дизель расходует меньше топлива, но цена за литр при этом выше, и в каждой конкретной ситуации экономию надо считать.

Поведение автомобиля при езде

За счет превосходства дизельных двигателей перед бензиновыми по КПД обеспечивается и больший крутящий момент. Пик достигается уже на малых оборотах, поэтому авто с дизелем разгоняется быстрее. Машина лучше тянет в груженом состоянии, уверенно ведет себя на бездорожье, без пробуксовки выезжает на рыхлых, сыпучих и глинистых грунтах. Бензиновый движок в этих условиях заглохнет либо водителю придется наращивать обороты, и тогда колеса закопаются в грунт.

Зато автомобили на бензине более скоростные и маневренные. Однако преимущество в скорости таким уж существенным не назовешь, все равно оба типа двигателей позволяют разогнаться до установленного законом предела. Транспортный налог между тем будет выше, поскольку скорость зависит от мощности, которая, в свою очередь, непосредственно влияет на уплачиваемую сумму. Это можно записать в минус бензиновым двигателям, пусть и не слишком весомый.

Эксплуатация в зимний период

При заправке бензином особых проблем нет, двигатель легко заведется в самый лютый мороз. С дизелями все обстоит далеко не так радужно, прогревать машину придется намного дольше. Ситуацию спасает расположенный под капотом предпусковой подогреватель. На некоторых моделях он включен в комплектацию по умолчанию, но даже при его отсутствии никаких препятствий для установки нет.

Когда на улице минус, работающий подогреватель подготовит мотор к запуску и даст спокойно завестись. Вы сядете в машину с прогретым салоном и чистыми стеклами без снега и льда, чтобы сразу поехать по своим делам. Устройство приводится в действие пультом дистанционного управления либо программируется при помощи таймера. Дальность у пульта достаточная, ограждающие конструкции дома не создают помех.

Без предпускового подогревателя при стоянии в многочасовых пробках в салоне будет холодно. Дешевая альтернатива подогревателю — электрический ТЭН для нагрева воздуха, поступающего внутрь машины по системе вентиляции. У бензинового двигателя такой проблемы вообще нет, салон в холодное время года прекрасно прогревается. Однако есть и обратная сторона — летом нужно следить за радиатором, чтобы не допустить перегрева.

Серьезный минус при эксплуатации автомобилей с дизельным ДВС — зависимость от характеристик горючего. На заправках продают четыре вида топлива: летнее, межсезонное, зимнее и арктическое. Топливо не по сезону зимой желируется, теряет подвижность и забивает фильтры. Автомобиль в лучшем случае глохнет, а в худшем можно угробить форсунки и топливный насос высокого давления.

Совет

Если ваша машина заправлялась еще в теплую погоду и так простояла до морозов либо топливо не вызывает доверия, залейте в бак присадку-антигель. Когда солярка уже замерзнет, будет поздно, плата за лечение двигателя окажется немалой.

Комфорт в салоне и безопасность

Моторы на бензине работают гораздо тише, что явный плюс, при езде слышится только шуршание резины по асфальту. Вибрация в салоне тоже практически не ощущается. Дизели уступают в этом отношении бензиновым ДВС, хотя на последних моделях авто уже не так сильно шумят и вибрируют, как раньше.

У дизельного топлива также более выраженный по сравнению с бензином запах. На комфорте это не сильно сказывается, только если стоишь рядом с работающей машиной либо оставил в ней пропитанную соляркой ветошь или перчатки. Зато несомненным достоинством дизелей можно считать куда менее вероятный риск возгорания и взрыва бензобака при аварии.

Ресурс и надежность двигателя

Дизель долговечнее, что объясняется работой на более низких оборотах. Его ресурс по сравнению с бензиновым выше минимум на 20–30% и при регулярном техническом обслуживании составит 300–500 тыс. км.

Дизельный мотор устойчив к высоким нагрузкам, гораздо лучше выдерживает эксплуатацию на низких оборотах, раскручивание и транспортировку тяжелых грузов. Главное условие — вовремя заменять масло и заправляться качественным топливом, в остальном одни плюсы.

Обслуживание и ремонт

По этому пункту дизельным двигателям смело ставим минус. Запчасти для них, прежде всего форсунки и топливный насос высокого давления, стоят приличных денег. При полной замене мотора нужно выложить в полтора-два раза большую сумму. Масло приходится менять чаще, а это тоже лишние траты. Сэкономить можно разве что на процедуре замены свечей зажигания, поскольку у дизеля их просто нет.

Еще одна проблема при обслуживании дизельных двигателей связана с системой AdBlue, которая делает выхлоп экологичнее. В наших условиях устройство работает нестабильно и регулярно отказывает. ЧП вынуждает отправлять машину в сервисный центр, иной раз на эвакуаторе, где специалисты эту систему обычно просто отключают. Ухаживать за ДВС на бензине в итоге оказывается проще, с ним меньше забот и расходов, включая плату за страховку.

Подведем итоги

Дизель — это рабочая лошадка для дальних поездок и перевозки тяжелых грузов, в том числе по бездорожью. Бензиновые двигатели рассчитаны на комфортную езду в городских условиях. Образно говоря, первые больше приспособлены для участия в ралли «Париж-Дакар», а вторые — в гонках Формулы-1.

Рекомендации по выбору типа двигателя
Характеристика Бензиновый двигатель Дизель
Тип автомобиля Седан, хэтчбек, спорткар Грузовик, внедорожник, кроссовер
Объем двигателя До 1.6 л Свыше 1.3 л
Годовой пробег До 15 тыс. км Свыше 15 тыс. км
Зона поездок Город Вне города
Регион страны Центр, север Центр, юг

Если намечается покупка подержанного автомобиля, важно сделать точную диагностику, чтобы не приобрести кота в мешке. Здесь как нельзя кстати придутся услуги автоподборщиков, умеющих со знанием дела распознать скрытые проблемы. Б/у машины с дизельным двигателем стоит брать только с небольшим пробегом, чтобы мнимая выгода потом не обернулась разорительным ремонтом.

При выборе между авто с дизелем и бензиновым ДВС хорошенько обдумайте, какие плюсы и минусы лично для вас принципиальны. Постарайтесь объективно взвесить все за и против и тогда уже принимайте окончательное решение.