Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) — сердце машины, так что вполне объяснимо, если при выборе типа автомобиля покупателя гложут сомнения. Авто на бензине дешевле дизельных в аналогичной комплектации, привычнее, к ним больше доверия. Дизели привлекают своей надежностью и выносливостью.
Публикуемый обзор призван лишь донести до сведения читателей имеющиеся факты, а также подтвердить или опровергнуть давно устоявшиеся мнения. Вердикт, какой из двигателей лучше — дизельный или бензиновый, — остается за самими автовладельцами.
Расходы на топливо
По сравнению с бензиновыми ДВС у дизелей КПД выше, следствием чего является меньший расход горючего. Ранее это преимущество шло им однозначно в плюс, причем первым пунктом, сейчас потенциальная выгода уже не столь очевидна.
Экономия топлива при эксплуатации дизелей значительна, если речь идет о внедорожниках или грузовиках. Здесь разница может составить и 20, и 30%. На небольших легковых автомобилях получить ощутимый выигрыш не удастся, поскольку бензиновые двигатели у этой категории машин по экономичности приближаются к дизельным.
В последние годы преимущество, обусловленное более высоким КПД дизелей, было нивелировано еще и резким ростом цен на дизтопливо. Баснословно дешевая в советское время, солярка впервые обогнала бензин. Таким образом, хотя дизель расходует меньше топлива, но цена за литр при этом выше, и в каждой конкретной ситуации экономию надо считать.
Поведение автомобиля при езде
За счет превосходства дизельных двигателей перед бензиновыми по КПД обеспечивается и больший крутящий момент. Пик достигается уже на малых оборотах, поэтому авто с дизелем разгоняется быстрее. Машина лучше тянет в груженом состоянии, уверенно ведет себя на бездорожье, без пробуксовки выезжает на рыхлых, сыпучих и глинистых грунтах. Бензиновый движок в этих условиях заглохнет либо водителю придется наращивать обороты, и тогда колеса закопаются в грунт.
Зато автомобили на бензине более скоростные и маневренные. Однако преимущество в скорости таким уж существенным не назовешь, все равно оба типа двигателей позволяют разогнаться до установленного законом предела. Транспортный налог между тем будет выше, поскольку скорость зависит от мощности, которая, в свою очередь, непосредственно влияет на уплачиваемую сумму. Это можно записать в минус бензиновым двигателям, пусть и не слишком весомый.
Эксплуатация в зимний период
При заправке бензином особых проблем нет, двигатель легко заведется в самый лютый мороз. С дизелями все обстоит далеко не так радужно, прогревать машину придется намного дольше. Ситуацию спасает расположенный под капотом предпусковой подогреватель. На некоторых моделях он включен в комплектацию по умолчанию, но даже при его отсутствии никаких препятствий для установки нет.
Когда на улице минус, работающий подогреватель подготовит мотор к запуску и даст спокойно завестись. Вы сядете в машину с прогретым салоном и чистыми стеклами без снега и льда, чтобы сразу поехать по своим делам. Устройство приводится в действие пультом дистанционного управления либо программируется при помощи таймера. Дальность у пульта достаточная, ограждающие конструкции дома не создают помех.
Без предпускового подогревателя при стоянии в многочасовых пробках в салоне будет холодно. Дешевая альтернатива подогревателю — электрический ТЭН для нагрева воздуха, поступающего внутрь машины по системе вентиляции. У бензинового двигателя такой проблемы вообще нет, салон в холодное время года прекрасно прогревается. Однако есть и обратная сторона — летом нужно следить за радиатором, чтобы не допустить перегрева.
Серьезный минус при эксплуатации автомобилей с дизельным ДВС — зависимость от характеристик горючего. На заправках продают четыре вида топлива: летнее, межсезонное, зимнее и арктическое. Топливо не по сезону зимой желируется, теряет подвижность и забивает фильтры. Автомобиль в лучшем случае глохнет, а в худшем можно угробить форсунки и топливный насос высокого давления.
Совет
Если ваша машина заправлялась еще в теплую погоду и так простояла до морозов либо топливо не вызывает доверия, залейте в бак присадку-антигель. Когда солярка уже замерзнет, будет поздно, плата за лечение двигателя окажется немалой.
Комфорт в салоне и безопасность
Моторы на бензине работают гораздо тише, что явный плюс, при езде слышится только шуршание резины по асфальту. Вибрация в салоне тоже практически не ощущается. Дизели уступают в этом отношении бензиновым ДВС, хотя на последних моделях авто уже не так сильно шумят и вибрируют, как раньше.
У дизельного топлива также более выраженный по сравнению с бензином запах. На комфорте это не сильно сказывается, только если стоишь рядом с работающей машиной либо оставил в ней пропитанную соляркой ветошь или перчатки. Зато несомненным достоинством дизелей можно считать куда менее вероятный риск возгорания и взрыва бензобака при аварии.
Ресурс и надежность двигателя
Дизель долговечнее, что объясняется работой на более низких оборотах. Его ресурс по сравнению с бензиновым выше минимум на 20–30% и при регулярном техническом обслуживании составит 300–500 тыс. км.
Дизельный мотор устойчив к высоким нагрузкам, гораздо лучше выдерживает эксплуатацию на низких оборотах, раскручивание и транспортировку тяжелых грузов. Главное условие — вовремя заменять масло и заправляться качественным топливом, в остальном одни плюсы.
Обслуживание и ремонт
По этому пункту дизельным двигателям смело ставим минус. Запчасти для них, прежде всего форсунки и топливный насос высокого давления, стоят приличных денег. При полной замене мотора нужно выложить в полтора-два раза большую сумму. Масло приходится менять чаще, а это тоже лишние траты. Сэкономить можно разве что на процедуре замены свечей зажигания, поскольку у дизеля их просто нет.
Еще одна проблема при обслуживании дизельных двигателей связана с системой AdBlue, которая делает выхлоп экологичнее. В наших условиях устройство работает нестабильно и регулярно отказывает. ЧП вынуждает отправлять машину в сервисный центр, иной раз на эвакуаторе, где специалисты эту систему обычно просто отключают. Ухаживать за ДВС на бензине в итоге оказывается проще, с ним меньше забот и расходов, включая плату за страховку.
Подведем итоги
Дизель — это рабочая лошадка для дальних поездок и перевозки тяжелых грузов, в том числе по бездорожью. Бензиновые двигатели рассчитаны на комфортную езду в городских условиях. Образно говоря, первые больше приспособлены для участия в ралли «Париж-Дакар», а вторые — в гонках Формулы-1.
Характеристика | Бензиновый двигатель | Дизель |
---|---|---|
Тип автомобиля | Седан, хэтчбек, спорткар | Грузовик, внедорожник, кроссовер |
Объем двигателя | До 1.6 л | Свыше 1.3 л |
Годовой пробег | До 15 тыс. км | Свыше 15 тыс. км |
Зона поездок | Город | Вне города |
Регион страны | Центр, север | Центр, юг |
Если намечается покупка подержанного автомобиля, важно сделать точную диагностику, чтобы не приобрести кота в мешке. Здесь как нельзя кстати придутся услуги автоподборщиков, умеющих со знанием дела распознать скрытые проблемы. Б/у машины с дизельным двигателем стоит брать только с небольшим пробегом, чтобы мнимая выгода потом не обернулась разорительным ремонтом.
При выборе между авто с дизелем и бензиновым ДВС хорошенько обдумайте, какие плюсы и минусы лично для вас принципиальны. Постарайтесь объективно взвесить все за и против и тогда уже принимайте окончательное решение.