#ALLSTYLES##STYLE#

ГОСТы на дизельное топливо

ГОСТы на дизельное топливо

С 1970-х годов началось серийное производство легковых автомобилей с дизельным двигателем, примерно в это же время резко усилилась борьба за экологию. В результате в дополнение к действующим ГОСТам появился целый ряд новых документов, регламентирующих характеристики продукции. Выпускаемое ныне дизельное топливо (ДТ) — это не только одна лишь солярка, которая раньше шла на заправку грузовиков и другой тяжелой техники.

ГОСТ Р 52368-2005

Представляет собой модифицированный аналог европейского стандарта EN 590:2009. Распространяется на соответствующее нормам ЕС дизтопливо ЕВРО, которое отличается улучшенными характеристиками, качественными присадками и пониженным содержанием примесей.

Из приложения Г можно узнать, каким сортом или классом данного топлива лучше заправляться в определённый период в каждом регионе России. Рекомендации опираются на предельную температуру фильтруемости горючего и местные климатические условия.

После введения в действие экологического стандарта Евро-5 уменьшилось разрешённое ГОСТ Р 52368-2005 содержание серы. Если раньше её доля могла составлять до 350 мг/кг, то теперь — не более 10 мг/кг.

ГОСТ 32511-2013

В основном дублирует предыдущий ГОСТ, точно так же применяется в отношении дизельного топлива ЕВРО и базируется на евростандарте EN 590:2009. В зависимости от предельной температуры фильтруемости и температуры помутнения относит все сорта и классы горючего к следующим категориям:

  • летние;
  • межсезонные;
  • зимние;
  • арктические.

ГОСТ 32511-2013 более конкретно регламентирует состав присадок. В них не должны присутствовать металлы, исключение сделано для антистатических присадок.

ГОСТ Р 55475-2013

Содержит требования к зимнему и арктическому топливу для быстроходных дизелей наземной техники, произведённому из среднедистиллятных фракций нефти или газового конденсата и очищенному от парафинов. В дополнение к предыдущим ГОСТам вводит два вида арктического дизтоплива с более низкой предельной температурой фильтруемости и, соответственно, температурой помутнения и застывания. Применение ДТ с такими характеристиками позволяет спокойно эксплуатировать технику в особо суровых климатических условиях, не боясь замораживания топливной системы.

ГОСТ 305-2013

Регламентирует характеристики топлива из нефти или газового конденсата, в том числе поставляемого на экспорт, которым заправляют быстроходные дизели и газотурбинные двигатели наземной техники и судов. Недействителен в отношении продукции, реализуемой через АЗС общего пользования.

Марки дизтоплива Минимальная температура применения, °C
Летние −5
Межсезонные −15
Зимние −25 и −35
Арктические −45

В ГОСТ 305-2013 по сравнению с приведёнными выше действующими стандартами гораздо мягче ограничения по содержанию серы. Её массовая доля может составлять до 500 мг/кг, а при поставках по гособоронзаказу и на экспорт — до 2000 мг/кг.

ГОСТ 1667-68

Распространяется на топливо для средне- и малооборотных дизельных двигателей, полученное из нефти. Таким горючим заправляют тяжёлую гусеничную технику, тепловозы и суда.

Марки топлива по ГОСТ 1667-68:

  • ДТ высшего и первого сорта — для средне- и малооборотных моторов.
  • ДМ — для малооборотных моторов, эксплуатируемых на судах.

Продукция, изготовленная по этому нормативному документу, отличается большей плотностью и вязкостью. В ней также намного больше серы: в зависимости от марки её массовая доля составляет от 0.5 до 2%. Для дизелей с механическими плунжерными насосами это плюс, поскольку сера обладает хорошей смазывающей способностью.

ГОСТ 33131-2014

Действует в отношении смеси, содержащей по объёму 6–20% дизтоплива из нефти, оставшаяся часть которой изготовлена из растительных масел или животных жиров (так называемый биодизель). Характеристики смеси зависят от технологии переработки нефти и свойств обоих компонентов.

Класс смеси Предельное содержание серы
S15 15 мкг/г
S500 0.05% по массе
S5000 0.5% по массе

ГОСТ Р 53605-2009

Определяет требования к продукции из метиловых эфиров жирных кислот (FAME), которая используется в чистом виде или в смеси с дизтопливом, соответствующим стандарту EN 590:2009. Чистое топливо FAME применяется для заправки техники с дизелем, специально сконструированным или переоборудованным для работы на данном виде горючего. В зависимости от предельной температуры фильтруемости его относят к определённому сорту или классу по нормам ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 32511-2013.

Таможенный регламент ТР ТС 013/2011

Применяется в отношении дизельного топлива, произведённого и используемого на единой таможенной территории Таможенного союза ЕАЭС. Не распространяется на поставки по гособоронзаказу и в государственный резерв, на экспорт за пределы ТС, для собственных нужд на нефтепромыслах и буровых платформах.

Вид топлива Предельная температура фильтруемости
Летнее Не определена
Межсезонное Не выше −15 °C
Зимнее Не выше −20 °C
Арктическое Не выше −38 °C

Документ устанавливает четыре экологических класса продукции — с К2 по К5, привязанных к содержанию серы. Стандарту Евро-5 для грузовых и легковых автомобилей удовлетворяет лишь топливо класса К5.

Конкретный нормативный документ, по которому произведена приобретаемая продукция, можно выяснить по паспорту качества. А чтобы не нарваться на неправильно хранившееся или просроченное дизельное топливо либо фальсификат, заправляйтесь на проверенных заправках и работайте с надёжными поставщиками.