С 1970-х годов началось серийное производство легковых автомобилей с дизельным двигателем, примерно в это же время резко усилилась борьба за экологию. В результате в дополнение к действующим ГОСТам появился целый ряд новых документов, регламентирующих характеристики продукции. Выпускаемое ныне дизельное топливо (ДТ) — это не только одна лишь солярка, которая раньше шла на заправку грузовиков и другой тяжелой техники.
ГОСТ Р 52368-2005
Представляет собой модифицированный аналог европейского стандарта EN 590:2009. Распространяется на соответствующее нормам ЕС дизтопливо ЕВРО, которое отличается улучшенными характеристиками, качественными присадками и пониженным содержанием примесей.
Из приложения Г можно узнать, каким сортом или классом данного топлива лучше заправляться в определённый период в каждом регионе России. Рекомендации опираются на предельную температуру фильтруемости горючего и местные климатические условия.
После введения в действие экологического стандарта Евро-5 уменьшилось разрешённое ГОСТ Р 52368-2005 содержание серы. Если раньше её доля могла составлять до 350 мг/кг, то теперь — не более 10 мг/кг.
ГОСТ 32511-2013
В основном дублирует предыдущий ГОСТ, точно так же применяется в отношении дизельного топлива ЕВРО и базируется на евростандарте EN 590:2009. В зависимости от предельной температуры фильтруемости и температуры помутнения относит все сорта и классы горючего к следующим категориям:
- летние;
- межсезонные;
- зимние;
- арктические.
ГОСТ 32511-2013 более конкретно регламентирует состав присадок. В них не должны присутствовать металлы, исключение сделано для антистатических присадок.
ГОСТ Р 55475-2013
Содержит требования к зимнему и арктическому топливу для быстроходных дизелей наземной техники, произведённому из среднедистиллятных фракций нефти или газового конденсата и очищенному от парафинов. В дополнение к предыдущим ГОСТам вводит два вида арктического дизтоплива с более низкой предельной температурой фильтруемости и, соответственно, температурой помутнения и застывания. Применение ДТ с такими характеристиками позволяет спокойно эксплуатировать технику в особо суровых климатических условиях, не боясь замораживания топливной системы.
ГОСТ 305-2013
Регламентирует характеристики топлива из нефти или газового конденсата, в том числе поставляемого на экспорт, которым заправляют быстроходные дизели и газотурбинные двигатели наземной техники и судов. Недействителен в отношении продукции, реализуемой через АЗС общего пользования.
Марки дизтоплива | Минимальная температура применения, °C |
---|---|
Летние | −5 |
Межсезонные | −15 |
Зимние | −25 и −35 |
Арктические | −45 |
В ГОСТ 305-2013 по сравнению с приведёнными выше действующими стандартами гораздо мягче ограничения по содержанию серы. Её массовая доля может составлять до 500 мг/кг, а при поставках по гособоронзаказу и на экспорт — до 2000 мг/кг.
ГОСТ 1667-68
Распространяется на топливо для средне- и малооборотных дизельных двигателей, полученное из нефти. Таким горючим заправляют тяжёлую гусеничную технику, тепловозы и суда.
Марки топлива по ГОСТ 1667-68:
- ДТ высшего и первого сорта — для средне- и малооборотных моторов.
- ДМ — для малооборотных моторов, эксплуатируемых на судах.
Продукция, изготовленная по этому нормативному документу, отличается большей плотностью и вязкостью. В ней также намного больше серы: в зависимости от марки её массовая доля составляет от 0.5 до 2%. Для дизелей с механическими плунжерными насосами это плюс, поскольку сера обладает хорошей смазывающей способностью.
ГОСТ 33131-2014
Действует в отношении смеси, содержащей по объёму 6–20% дизтоплива из нефти, оставшаяся часть которой изготовлена из растительных масел или животных жиров (так называемый биодизель). Характеристики смеси зависят от технологии переработки нефти и свойств обоих компонентов.
Класс смеси | Предельное содержание серы |
---|---|
S15 | 15 мкг/г |
S500 | 0.05% по массе |
S5000 | 0.5% по массе |
ГОСТ Р 53605-2009
Определяет требования к продукции из метиловых эфиров жирных кислот (FAME), которая используется в чистом виде или в смеси с дизтопливом, соответствующим стандарту EN 590:2009. Чистое топливо FAME применяется для заправки техники с дизелем, специально сконструированным или переоборудованным для работы на данном виде горючего. В зависимости от предельной температуры фильтруемости его относят к определённому сорту или классу по нормам ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 32511-2013.
Таможенный регламент ТР ТС 013/2011
Применяется в отношении дизельного топлива, произведённого и используемого на единой таможенной территории Таможенного союза ЕАЭС. Не распространяется на поставки по гособоронзаказу и в государственный резерв, на экспорт за пределы ТС, для собственных нужд на нефтепромыслах и буровых платформах.
Вид топлива | Предельная температура фильтруемости |
---|---|
Летнее | Не определена |
Межсезонное | Не выше −15 °C |
Зимнее | Не выше −20 °C |
Арктическое | Не выше −38 °C |
Документ устанавливает четыре экологических класса продукции — с К2 по К5, привязанных к содержанию серы. Стандарту Евро-5 для грузовых и легковых автомобилей удовлетворяет лишь топливо класса К5.
Конкретный нормативный документ, по которому произведена приобретаемая продукция, можно выяснить по паспорту качества. А чтобы не нарваться на неправильно хранившееся или просроченное дизельное топливо либо фальсификат, заправляйтесь на проверенных заправках и работайте с надёжными поставщиками.