Влияние цетанового числа на работу двигателя — как выбрать правильно

Как влияет октановое и цетановое число на работу двигателя

Чем отличается цетановое число дизельного топлива от октанового числа бензина

Разница между цетановым и октановым числом начинается уже с того, что первое определение применимо к дизельному топливу, а второе к бензину. Оба показателя, в первую очередь говорят о химическом составе.  

Сырьё для дизельного топлива и для бензина — конечно же, одно, то есть нефть. Только вот в процессе её переработки и разделения на разные фракции, одни химические элементы уходят на производство бензина, а другие больше подходят для создания дизельного топлива.

Так и получается два вида нефтепродукта с совершенно разными химическими составами. Соответственно и определение их рабочих параметров происходит путём исследования разных химических элементов. В случае с дизелем — цетановое число, а в случае с бензином — октановое число. Исследуя эти числа, на производстве добиваются правильного состава топлива для дизельного и бензинового двигателя.

Определение цетанового и октанового числа

Показатель гексадекана (второе название цетана), не применим к определению качества бензина. И не только потому, что отсутствует в нём. Простым языком, цетановое число — это показатель скорости воспламеняемости. Бензин же исследуют на совершенно противоположный показатель — устойчивость к воспламеняемости.

Получается, что от дизеля добиваются того, чтобы он начал воспламеняться, а от бензина, наоборот, чтобы он был устойчив к возгоранию.

Научное определение обеих величин, ЦЧ и ОЧ, очень простое.

  1. Цетановое число — число, которое определяет, сколько необходимо времени от попадания дизеля в цилиндр двигателя до начала горения. Чем оно выше, тем быстрее произойдёт преобразование топливной смеси в энергию.
  2. Октановое число — число, которое определяет детонационную стойкость бензина. Чем оно выше, тем в более мощном двигателе можно будет применять топливо.

Как видно из определения, обе характеристики в принципе о разных вещах. И поэтому, октановое  и цетановое число не имеет смысла сравнивать между собой.

Влияние цетанового числа на работу двигателя

От количества цетана или октана напрямую зависит работа двигателя и не только. В зависимости от того, какое цетановое число у дизельного топлива, автомобиль будет работать совершенно по-разному.

Если использовать дизельное топливо с характеристиками, которые рекомендовал автопроизводитель конкретной модели, то машина будет:

  • быстрее заводиться;
  • ехать со стабильной мощностью;
  • выбрасывать в атмосферу элементы горения на разрешённом уровне.

Соответственно, если заправиться дизелем с октановым числом, которое не подходит машине, то будет обратная реакция: медленный старт, потеря мощности и клубы чадящего дыма из выхлопной трубы. Не исключена и поломка узлов двигателя. Ведь дым — это уже видимый результат. Ему же сначала предшествует отложение копоти на внутренних механизмах мотора. И как итог — двигатель быстро выходит из строя.

Для современных автомобилей используется дизельное топливо с цетановым числом от 40 до 60 единиц. Это именно тот минимум и максимум, при котором транспортное средство будет работать по стандартам производителя.

Цетановое число должно совпадать с рекомендациями для конкретной модели автомобиля.

Чем выше показатель, тем дизельное топливо считается лучше. Однако всё относительно. И если залить дизель с высоким цетановым числом в авто, рассчитанное на работу с числом 40, то работа двигателя не улучшится. Глобальных ухудшений для авто не будет, а вот для владельца будут — расход топлива увеличится, деньги полетят в трубу буквально.

Как отражается на двигателе применение дизельного топлива с высоким цетановым числом

Главное, что необходимо понимать, высокое цетановое число подходит не каждому дизельному двигателю. Поэтому, как мы уже несколько раз упомянули, прежде чем заправлять машину таким топливом, необходимо удостовериться, какие параметры дизеля указаны в паспорте машины.

Помимо цетанового числа, необходимо обращать внимание и на сезонность топлива. По ГОСТам РФ выпускается дизель с таким уровнем цетана, который способен запустить двигатель при определённой температуре атмосферы:

  • летний — 40–45;
  • зимний — 45–51;
  • арктический — 51–60.

Определение цетанового числа происходит на этапе производства топлива. Для этого используется установка, позволяющая в лабораторных условиях измерить цетановое число. Используется метод сравнения испытуемого образца с эталонным.

Определить цетановое число самостоятельно не представляется возможным. Разве что автомобилист после очередной заправки резко почувствует ухудшение запуска и хода двигателя. Да и дым из трубы будет явно говорить о низкоцетановом числе.

Если такое произошло, то есть только два пути решения проблемы. Первый — купить присадки и влить их в бак. Второй — слить неподходящий дизель и заправиться на другой АЗС.

Последний вариант предпочтительнее, так как чтобы повысить цетановое число, необходимо понимать, какие присадки выбрать. Однако даже такой способ решения проблемы не может дать гарантию качественного повышения цетанового числа: присадки могут быть не те и пропорции не соблюдены.

Производители выпускают дизельное топливо с самыми востребованными индексами цетанового числа. Поэтому всегда есть возможность купить подходящее дизельное топливо, и не экспериментировать без глубоких знаний химии.

К тому же совершенно не имеет смысла использовать дизельное топливо арктического назначения, с высоким цетановым числом в летний период. Мощности не прибавится, а расход увеличится.

Зачем знать цетановое число

Каждому автомобилисту хочется заправлять машину лучшим для неё топливом. Зная цетановое число дизеля и индекса, который рекомендует производитель авто, заправка будет правильной.

Только давая двигателю топливо с подходящим для него цетановым числом, можно ожидать от полной отдачи. А также, только так получится продлить срок службы мотора без капремонта.

Поделиться

Вас может заинтересовать