Использование дизтоплива (ДТ) нужной марки — залог стабильной работы техники и отсутствия ускоренного износа. В народе всю продукцию этой категории до сих пор обобщенно именуют соляркой (от немецкого solaröl, что значит солнечное масло), причем ошибочное название прижилось даже среди водителей легковых автомобилей с дизелем.
В реальности к солярке относятся лишь высоковязкие марки с большим содержанием серы. Их используют для заправки тяжелой гусеничной техники, тепловозов и кораблей, а также сжигания в энергетических установках и отопительных котлах. Автомобили ездят на совершенно ином топливе, вырабатываемом из более легких фракций, требования к очистке которого постоянно ужесточаются.
Классификация по российским ГОСТам
ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 32511-2013 (модифицированные аналоги евростандарта EN 590:2009). Оба норматива распространяются на дизтопливо ЕВРО. Сорта с А по D относят к летнему топливу, Е и F — к межсезонному. Продукция класса с 0 по 3 считается зимней, класса 4 относится к арктической. Сорта с A по F рассчитаны на умеренный климатический пояс, классы с 0 по 4 применяются в холодном и арктическом климате.
Сорт и класс определяется в первую очередь цетановым числом и предельной температурой фильтруемости. Цетановое число влияет на скорость и полноту сгорания топливной смеси, от него зависит отсутствие стуков при работе двигателя. Предельная температура фильтруемости обозначает точку, ниже которой топливо из жидкого становится желеобразным и начинает прокачиваться по топливной системе с перебоями (см. таблицу).
Тип ДТ | Предельная температура фильтруемости, °C, не выше |
---|---|
Летнее | −10 |
Межсезонное | −20 |
Зимнее | −38 |
Арктическое | −44 |
Каждый сорт и класс по ГОСТ 52368-2005 распадается на три вида, с I по III. В ГОСТ 32511-2013 вместо видов используется три экологических класса, с К3 по К5. Классификация по виду и экологическому классу базируется на процентном содержании примеси серы. На основании принадлежности к определенной группе дизельному топливу присваивается код ОКПД 2.
Согласно международному экологическому стандарту Евро-5, действующему в России с 2016 года, грузовые и легковые автомобили можно заправлять лишь таким ДТ, в котором содержится не более 10 мг/кг серы (10 ppm по EN 590). Под эти параметры подпадает только продукция вида III и экологического класса К5.
Марка топлива указывается в условном обозначении при оформлении заказа, в документах, а также при маркировке потребительской и транспортной тары. По ГОСТ 52368-2005 в нем должна присутствовать информация о сорте или классе и виде продукции.
Пример обозначения
Топливо дизельное ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005 (EN 590:2009), класс 2, вид III
По ГОСТ 32511-2013 указывается тип топлива, а также экологический класс.
Пример обозначения с расшифровкой
ДТ-Л (Е, З, А)-К5 по ГОСТ 32511-2013
Топливо дизельное ЕВРО, летнее (межсезонное, зимнее, арктическое), экологического класса К5 по ГОСТ 32511-2013
ГОСТ 305-2013. В нормативе содержится информация по маркам ДТ для наземной техники и судов, оснащенных быстроходными дизелями или газотурбинными двигателями. Положения документа не касаются продукции, реализуемой на автозаправках общего пользования. Рекомендации по использованию такого дизтоплива приведены в таблице.
Тип ДТ | Минимальная температура эксплуатации, °C |
---|---|
Летнее (Л) | −5 |
Межсезонное (Е) | −15 |
Зимнее (З) | −25 и −35 |
Арктическое (А) | −45 |
Из условного обозначения можно выяснить данные о типе дизтоплива, для летних марок приводятся параметры температуры вспышки, для межсезонных и зимних — информация о предельной температуре фильтруемости. Кроме того, указывается экологический класс продукции.
Пример обозначения с расшифровкой
ДТ-З-минус 35-К2 по ГОСТ 305-2013
Топливо дизельное, зимнее, с предельной температурой фильтруемости −35 °C, экологический класс К2 по ГОСТ 305-2013
ГОСТ Р 55475-2013. Этот нормативный документ содержит данные в отношении зимнего и арктического топлива, предназначенному для наземной техники с быстроходным дизелем, которое прошло очистку от парафинов. В условном обозначении указывают тип топлива по температуре эксплуатации, его экологический класс (с К3 по К5), а также предельную температуру фильтруемости. Для зимних марок она составляет −32 и −38 °C, для арктических установлена на уровне −44, −48 и −52 °C.
Пример условного обозначения
Топливо дизельное арктическое ДТ-А-К4 минус 48 по ГОСТ Р 55475-2013
ГОСТ 1667-68. Норматив применяется в отношении моторного топлива для средне- и малооборотных дизелей.
В документе фигурируют следующие марки продукции:
-
ДТ высшего сорта — предназначено для средне- и малооборотных дизелей
-
ДТ первого сорта — аналогично предыдущему пункту
-
ДМ — используется в малооборотных дизелях на судах
Технические условия (ТУ). Применяются при выпуске печного топлива. Характеристики вязкости и содержания серы определяются предприятием-производителем по собственному разумению. Недобросовестные поставщики запросто могут подсунуть такое дизтопливо под видом Евро-5, поэтому лучше заправляться в надежных местах, а при возникновении сомнений осведомляться о наличии паспорта качества.
Классификация, принятая в ЕАЭС
Регламентом ТР ТС 013/2011 в России и государствах Таможенного союза установлены следующие типы топлива — летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее (З) и арктическое (А). Требования по предельной температуре фильтруемости в этом нормативном документе более щадящие по сравнению с российскими ГОСТами (см. таблицу).
Тип ДТ | Предельная температура фильтруемости, °C, не выше |
---|---|
Летнее | Не определена |
Межсезонное | −15 |
Зимнее | −20 |
Арктическое | −38 |
Для каждого типа дизтоплива установлены четыре экологических класса, с К2 по К5. Стандарту Евро-5 для грузовиков и легковых автомобилей удовлетворяет только продукция класса К5. В обозначении марки топлива помимо букв ДТ, типа и экологического класса может быть указано название торговой марки или товарный знак производителя.
Зарубежная классификация
В Европе наряду с уже упоминавшимся стандартом EN 590 существует спецификация EN 15940, которая распространяется на парафинированное дизтопливо, полученное из растительных масел и животных жиров (биодизель). Документом определены два класса биодизеля — A и B. Продукция класса A обладает улучшенными характеристиками цетанового числа по сравнению с традиционным дизельным топливом, полученным из нефти. Для заправки можно использовать смесь обоих топлив при условии ее соответствия EN 590.
В США применяется стандарт D975, принятый Американским обществом испытаний и материалов (ASTM).
Виды продукции по D975:
- 1-D — легкое топливо для автомобильных дизелей, которым требуется высокая степень испаряемости
- 2-D — топливо средней степени очистки общего назначения для автомобильных дизелей
- 4-D — тяжелое топливо для неавтомобильной техники с низко- и среднеоборотными дизелями
Каждый из перечисленных видов дизтоплива в зависимости от содержания серы распадается еще на три подвида.
С 2006 года практически вся продукция из нефти, доступная в Европе и Северной Америке, входит в группу со сверхнизким содержанием серы (ULSD). Топливо с характеристиками, удовлетворяющими ULSD, годится для любого дизеля, рассчитанного на марки стандарта ASTM D975.
В Калифорнии в рамках борьбы за экологию принятыособо строгие стандарты по содержанию серы и ароматических углеводородов. Автомобили
здесь заправляются топливом, которое отвечает требованиям Калифорнийского совета
по воздушным ресурсам (CARB).