Содержание
- Формулы вычисления плотности и веса дизтоплива
- Как проверить плотность топлива
- Причины увеличения расхода дизтоплива зимой
Солярка выпускается из нефти прямой перегонкой при температуре в ратификационной колонне от 166 °C до 360 °C. Полученный продукт — дизельное топливо без примеси бензина, так как он выкипает при достижении отметки в 150 градусов и до 166 °C из жидкости уходят его остаточные элементы.
Качественная солярка — топливо для двигателей без принудительного розжига, как в случае с бензиновыми. Дизельное топливо воспламеняется и передаёт энергию только при объединении высокой температуры и давления в камере сгорания мотора.
Эффективность топлива, а именно, его расход и эксплуатационные качества во многом зависят от плотности солярки. То есть от того, сколько кг уместится в одном кубометре.
В свою очередь, плотность дизельного топлива зависит не только от фракционного состава, но и от температуры. Нагрев и охлаждение меняют вес плотность на 0,0007 г/см3. В случае увеличения температуры она становится меньше. В случае понижения °C, наоборот, плотность дизельного топлива становится больше.
Купить дизельное топливо
Неверный информационный блок
Важно знать шаг изменения плотности ДТ, коэффициент 0,0007 г/см3, чтобы всегда иметь возможность просчитать, насколько уменьшились показатели топлива при температурных колебаниях. В момент закупки оптом солярки при температуре воздуха -30 °C плотность будет одна. Но в момент хранения температура может подняться. И чтобы не ошибиться в расчётах заправки или дальнейшей розничной продажи, необходимо оперировать коэффициентом.
Формулы вычисления плотности и веса дизтоплива
Чтобы утвердить рабочие параметры для производителей и по ним оценивать качество солярки, за константу принята плотность дизтоплива при температуре 20 °C. Показатели утверждены ГОСТ 32511-2013(EN 590:2009), 305-82, 305-2013 и 2517-2012. Они выведены с учётом времени года, так как температура имеет непосредственное влияние на качество солярки.
Плотность дизельного топлива по сезонам:
-
летнее — 0,860 кг/м3;
-
зимнее — 0,840 кг/м3;
-
арктическое — 0,830 кг/м3.
Масса солярки определяется по простейшей формуле: m=р*V, где р — это плотность, а V — объём резервуара хранения топлива. То есть, если рассчитывать вес летнего дизеля, то плотность 0,860 умножаем, например, на 1000 л (объём ёмкости хранения) и получаем вес 860 кг.
Чтобы рассчитать плотность моторного топлива, достаточно иметь вес и объём. И формула будет обратной: р=m/V.
Однако при покупке солярки от известных производителей, рассчитывать плотность нет необходимости. Она строго контролируется проверяющими государственными органами. И всегда соответствует нормам ГОСТ 305-82.
Как проверить плотность топлива
Чтобы проверить качество солярки, в том числе её плотность, можно положиться на данные в паспорте качества. Он всегда выдаётся при оптовой покупке, так как входит в перечень обязательных документов при сделке.
Есть варианты и самостоятельной проверки. Плотность топлива зависит от температуры воздуха, поэтому можно подвергнуть жидкость небольшому испытанию. Особенно это удобно делать зимой, когда за окном минусовая температура и недостатки солярки будут видны невооружённым глазом.
Необходимо налить немного ДТ на кусок чистого металла. Если при температуре -10 °C след останется чистым, то плотность зимнего дизельного топлива соответствует норме. В противном случае на металле остались бы следы парафинов.
Ещё более простой способ самостоятельной проверки — использование ареометра. Достаточно погрузить его в небольшую ёмкость с ДТ, чтобы получить фактическое значение плотности солярки.
Причины увеличения расхода дизтоплива зимой
Существует мнение, что из-за колебаний плотности дизельного топлива, зимой его расход увеличивается. Это связано с тем, что увеличивается плотность солярки, что приводит к уменьшению удельного веса.
На самом же деле, расход дизельного топлива двигателем на движение никак не страдает от понижения температуры. Уменьшение удельного веса и увеличение плотности компенсируется противозамерзающими присадками. Они не дают солярке превратиться в парафиновый гель.
Объективное увеличение расхода ДТ происходит лишь из-за необходимости прогревать двигатель. А также на отопление салона автомобиля.