Вряд ли кто-то из водителей станет целенаправленно заливать в бензин в дизельный двигатель, но это вполне может произойти из-за случайности. Ошибка кажется мелочью, но она способна полностью вывести из строя мотор. Что будет если в дизель залить бензин, и как действовать в этой ситуации? Рассказываем.
Чем отличается дизель от бензина
Бензин — самая легкая из всех фракций нефти. Он состоит из углеводородов с количеством атомов углерода от 5 до 12. Особенности топлива:
- Плотность низкая, в пределах 720–780 кг/м³. Бензин легко распыляется в цилиндре и быстро смешивается с воздухом. Благодаря этому двигатель хорошо работает на высоких оборотах.
- Температура вспышки у бензина около -43 °С. Это означает, что пары начинают гореть даже при сильном морозе. Предварительно прогревать воздух в цилиндрах необязательно.
- В бензиновой системе расстояние между деталями очень маленькое. Легкое топливо свободно проходит через щели и охлаждает элементы. Если же вместо него залить густую жидкость, она не успевает проходить с нужной скоростью. Внутри растет давление, и детали начинают цеплять друг друга.
- Октановое число (для современных авто это 92, 95 и 98) показывает, при каком давлении бензин начинает вспыхивать без искры. Чем выше этот показатель, тем сильнее можно сжать топливо в цилиндре.
Дизельное топливо состоит из углеводородов с длинной цепью, от 10 до 22 атомов углерода. Это тяжелая фракция нефти для двигателей с компрессионным зажиганием. Такое топливо используют в моторах, где смесь загорается от сжатого горячего воздуха. Искра при этом не нужна. При впрыске в цилиндр дизель сразу вспыхивает и начинает гореть.
Характеристики дизеля:
- Плотность в диапазоне 820–850 кг/м³. При впрыске топливо образует плотное облако. Давление в цилиндре плавно нарастает, и поршень получает мощный толчок. За счет этого двигатель тянет сильнее. Кроме того, он экономичный, поскольку использует меньше топлива.
- Температура вспышки около +62 °C. Пары начинают гореть без внешнего источника огня. Дизель не воспламеняется от искры, а загорается при контакте с горячим сжатым воздухом в цилиндре.
- Жидкость густая и сохраняет вязкость даже в холоде. Топливо равномерно проходит по форсункам, а насосы подают его с нужным усилием при низких температурах.
- Дизель образует тонкую защитную пленку на деталях топливной системы. Она снижает трение и защищает металлические поверхности от износа.
Таким образом, конструкции бензинового и дизельного двигателей принципиально отличаются. Они рассчитаны на разные типы топлива. Дизельный мотор устроен так, что топливо в нем воспламеняется не от искры, а от высокой температуры сжатого воздуха. При впрыске топлива он сразу загорается. Для этого нужен состав с подходящей температурой самовоспламенения и плотностью. Дизель плотнее и тяжелее бензина, поэтому при впрыске он не испаряется мгновенно. Топливо разбивается на мелкие капли и заполняет всю камеру ровным облаком.
Бензин же воспламеняется только от искры, но не от сжатия. Температура вспышки у него низкая, а структура более летучая. В дизельном моторе он вспыхивает преждевременно либо вообще не реагирует на горячий воздух. Цилиндры не получают стабильного импульса, и весь процесс работы мотора нарушается.
Есть еще одна важная особенность. Дизель смазывает топливный насос и форсунки. Вязкая жидкость покрывает детали тонкой пленкой, которая снижает трение. Бензин же не образует такую пленку и не защищает механизмы. Без смазки металлические поверхности трутся. Для дизельного двигателя это опасно, поскольку давление в топливной магистрали намного выше, чем в бензиновой.
Что будет, если заправить дизель бензином
Если залить вместо дизеля бензин, даже в небольшом количестве, вязкость топлива падает. Оно перестает образовывать смазывающую пленку. Насос высокого давления начинает работать «всухую», в результате поверхности внутри трутся друг о друга и нагреваются. Металл изнашивается намного быстрее обычного.
Другие последствия:
- Из-за отсутствия смазки на поверхностях деталей внутри насоса появляются заусенцы и мелкая стружка. Поток топлива уносит эти частицы дальше по магистрали. Они оседают в тонких каналах форсунок. Отверстия становятся уже, и топливо выходит не тонким равномерным факелом, а струями. Следовательно, смесь в цилиндре распределяется неравномерно.
- Когда бензин вспыхивает слишком рано, давление внутри цилиндра резко поднимается. Поршень в этот момент еще движется вверх и сталкивается с сопротивлением. От удара возникают скачки нагрузки. Внутри камеры часть поверхностей греется быстрее остальных. Разница температур приводит к неравномерному расширению металла. Цилиндр теряет форму, появляются напряжения. Постепенно в местах перегрева возникают мелкие трещины.
- В нормальном режиме форсунка разбивает топливо на мелкие частицы. Они выходят под давлением тонким облаком и равномерно заполняют камеру. Эта смесь хорошо горит и не перегревает металл. Если же форсунка забита, топливо выходит не облаком, а струей или каплями. Смесь получается слишком плотной и горит неравномерно. На металле появляются царапины, которые со временем превращаются в глубокие борозды.
- Страдает также коленвал, который первым принимает удары от поршня через шатун. Между ним и подшипниками всегда находится тонкая масляная прослойка, которая снижает трение. При резком ударе давление выдавливает масло из этого зазора, а коленвал вплотную прижимается к подшипникам. Постепенно эти детали разрушаются.
- Современные дизельные моторы управляются блоком электроники. Он получает данные от датчиков и регулирует подачу топлива. Когда в дизельный двигатель попадает бензин, показатели давления и температуры меняются. Датчики передают эту информацию, но электроника не может подстроить систему под такую смесь. Если продолжать движение, блок управления переведет двигатель в аварийный режим.
Если залить бензин в дизельную машину и после этого продолжать движение, будут разрушены основные узлы двигателя, и он полностью перестанет работать. Восстановить его без капитального ремонта уже не получится.
Первая помощь
Что делать, если залил дизель вместо бензина? Машину нужно заглушить и не трогать ключ зажигания. Затем необходимо удалить топливо из бака. Это делают через сливное отверстие в нижней части или с помощью ручного насоса. Остатки бензина нельзя оставлять даже в малом количестве, иначе он снова попадет в насос и форсунки.
После слива систему промывают чистым дизельным топливом. Так вымываются следы бензина со стенок и из магистралей. Когда промывка завершена, бак наполняют новым дизелем. Мотор запускают и слушают работу. Если все сделано правильно и бензин не успел попасть в узлы, двигатель работает плавно и не издает посторонних звуков.
Если же машина уже успела проехать на этой смеси, самостоятельно справиться не получится, потому что бензин уже прошел через насос и форсунки. Лучше сразу вызвать эвакуатор и доставить машину в сервис. Специалисты разберут систему, проверят насос, форсунки и бак. При необходимости заменят уплотнения и изношенные детали.
Можно ли заливать дизтопливо в бензиновый двигатель
Попадание дизеля в бензиновый мотор тоже опасно, но характер поломок отличается. Дизель не испаряется при низкой температуре, поэтому топливо и воздух в камере сгорания распределяются неравномерно. Что будет, если в бензиновый двигатель залить дизельное топливо?
- Мотор дергается и теряет мощность.
- На электродах оседает слой нагара, и двигатель медленнее реагирует на нажатие педали газа.
- Несгоревшие остатки топлива попадают в выхлопную систему. Катализатор перегревается, а соты внутри покрываются плотным слоем копоти. Поток выхлопных газов в результате замедляется.
Чем раньше обнаружена ошибка, тем выше шанс обойтись без дорогого ремонта. После заправки стоит внимательно следить за поведением машины. Малейшие изменения в звуке, вибрации или динамике могут говорить о повреждениях.
Полезная привычка — всегда сверять вид топлива на табло и на крышке бака перед началом заправки. При дальних поездках лучше держать в багажнике небольшой ручной насос и чистую емкость, чтобы при необходимости быстро удалить топливо.