#ALLSTYLES##STYLE#

Расход дизельного топлива

Расход дизельного топлива

Лица, имеющие дело с автомобилями, всегда задаются вопросами, не слишком ли много ест двигатель, как рассчитать реальную потребность и сколько денег придется потратить. В последние годы эксплуатационные проблемы усугубляются скачками цен на дизельное топливо (ДТ), хотя когда-то солярка была намного дешевле бензина.

В этих условиях понимание, насколько расход горючего близок к оптимальному, избавляет от беспокойства и гарантирует хороший сон. Предсказуемость и управляемость ситуации всегда вызывает живой отклик у руководителей организаций и механиков, водителей грузовиков и автобусов, обычных автолюбителей.

Кем и как задается норма расхода дизтоплива

Основополагающим документом в этой сфере считается распоряжение Минтранса РФ № АМ-23-р, принятое от 14 марта 2008 года, с последующими изменениями. В нем содержатся нормы расхода ДТ при эксплуатации автомобиля, правила их применения, методика расчета и расчетные формулы.

В прилагаемом к распоряжению перечне колесных автотранспортных средств российского и иностранного производства указаны соответствующие им нормативные значения. Список техники периодически пополняется новинками рынка.

Действующие нормативные значения исчислены в литрах на 100 км дороги. Для техники с газодизельным двигателем даются сразу два значения – дизтоплива и газа в кубах. Паритет между ними указывается производителем автомобиля либо берется из технической документации.

По транспортным средствам, которых нет в упомянутом распоряжении, право определять нормы расхода предоставлено только научно-исследовательским организациям, имеющим спецпрограмму-методику. Разработка таких норм осуществляется по заявкам, в Москве этим занимается НИИАТ и НАМИ.

До получения результатов по оформленной заявке заказчик вправе пользоваться временными нормами, исчисленными самостоятельно. Основанием для них служит информация от компании, выпустившей автомобили, либо контрольные замеры по реальному расходу дизтоплива на 100 км.

Для легковушек с дизелем нормы могут быть приняты на основе данных производителя, полученных в результате испытаний WLTP в соответствии с Глобальными правилами ООН № 15 либо по контрольной процедуре, описываемой в приложении 6 к Правилу ООН № 101. Во втором случае исходные значения берутся с поправочными коэффициентами.

Виды норм

  • Базовая. Общепринятая величина для техники в снаряженном состоянии, которая учитывает ее вес, стандартизированный маршрут и режим езды в эксплуатационных условиях с соблюдением ПДД. На этот показатель также влияет общая конструкция транспортного средства, его узлов и агрегатов, аэродинамические свойства, назначение транспортного средства (легковой автомобиль, грузовик, автобус).
  • Транспортная. Привязана к базовой, но зависит еще и от осуществляемой транспортной работы, которая оценивается по общей грузоподъемности техники, номинальной пассажирской загрузке либо определенному весу груза.
  • Эксплуатационная. Определяется по зоне эксплуатации автотранспорта. За основу берется любая из двух предыдущих норм, скорректированная с учетом эксплуатационных условий. Для расчета используются формулы из распоряжения Минтранса.

Поправочные коэффициенты

При эксплуатации техники, работающей на солярке, не удастся воспользоваться средней нормой расхода, оторванной от реальности. Сказывается влияние слишком многих факторов – климата местности и погоды, дорожно-транспортной обстановки, частоты остановок при движении и иных обстоятельств. Одно дело ехать летом по прямой и ровной как стол загородной трассе, и совсем другое – двигаться зимой в плотном городском потоке в час пик или подниматься по горному серпантину. Разница в потреблении топлива дизелем в описанных ситуациях окажется весьма значительной.

Для учета конкретных условий эксплуатации рекомендациями Минтранса установлен ряд плавающих поправочных коэффициентов с ограничением по верхней планке. Изначальная норма расхода за счет применения поправки повышается или понижается на определенную величину, выраженную в процентах. При использовании в расчетах сразу нескольких коэффициентов поправки суммируются.

Решение о том, каким именно будет коэффициент, принимается юрлицом или ИП, ответственным за эксплуатацию транспортного средства. При надлежащем обосновании и одобрении Минтрансом разрешено использовать скорректированные значения или вводить дополнительные коэффициенты.

Какие задачи возлагаются на нормы расхода ДТ

На базе действующих норм определяются потребности в топливе при движении транспорта с людьми и грузами. Потребление ДТ на внутрихозяйственные нужды, не имеющее отношения к таким операциям, рассчитывается по иной методике.

Цели применения норм:

  • планирование потребностей при закупках топлива;

  • определение себестоимости операций по перевозке людей и транспортировке грузов;

  • обоснование затрат при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

  • составление текущей и статистической отчетности;

  • проведение взаиморасчетов с лицами, эксплуатирующими технику;

  • экономия топлива, борьба с хищением ГСМ;

  • контроль за корректной работой дизельного двигателя.

Списание расходов на топливо, не подкрепленное обоснованными расчетами, может быть признано финансовым нарушением. В этом случае у налоговых инспекторов появляется веский повод доначислить налог на прибыль.

У автолюбителей нередко появляются подозрения, что машина слишком много жрет, особенно при наступлении холодов, иногда дело доходит до настоящей паранойи. Нормы помогут разобраться, в чем тут дело – в излишней мнительности хозяина машины или действительно есть проблемы с двигателем.

По каким формулам идет подсчет нормативного расхода дизтоплива

Легковые автомобили

Qн = 0.01 × Hs × S × (1 + 0.01 × D)

где      Qн – расходуемый объем дизтоплива по нормативу, л

Hs – базовый нормативный показатель расхода ДТ на 100 км пути, л

S – величина пробега транспортного средства, км

D – поправка, %

При расчетах, опирающихся на упомянутое ранее приложение 6 к Правилу ООН № 101, базовый нормативный показатель берется с поправкой, которая зависит от рабочего объема цилиндров дизеля:

Hs = KHs × QR101

где      KHs – поправка (значения приводятся в рекомендациях Минтранса)

QR101 – расходуемое количество дизтоплива на 100 км пути, л (указывается производителем, рассчитывается согласно приложению 6 к Правилу ООН № 101)

Автобусы

Qн = 0.01 × Hs × S × (1 + 0.01 × D) + Hот × T

где      Qн – расходуемый объем дизельного топлива по нормативу, л

Hs – транспортный нормативный показатель расхода ДТ на 100 км пути, учитывающий предусмотренную пассажирскую загрузку салона, л

S – пройденное автотранспортом расстояние, км

D – поправка, %

Hот – норматив расхода ДТ при включенной независимой отопительной системе, л/ч

T – продолжительность работы транспортного средства с включенной отопительной системой

Грузовые бортовые автомобили, седельные тягачи, автопоезда, фургоны

Qн = 0.01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0.01 × D)

где      Qн – расход ДТ по нормативу, л

Hsan – норматив расхода ДТ для пустой машины в снаряженном состоянии на 100 км пути, л

S – пройденное транспортным средством расстояние, км

Hw – норматив расхода ДТ в отношении произведенной транспортной работы

W – величина произведенной транспортной работы, т км

D – поправка, %

Для вычисления нормы расхода дизтоплива Hsan используется следующая формула:

Hsan = Hs + Hg × Gпр

где      Hs – базовое нормативное значение расхода ДТ в пересчете на 100 км

Hg – нормативное значение расхода ДТ применительно к весу прицепа или полуприцепа, л/100 т км

Gпр – вес пустого прицепа или полуприцепа, т

Для автомобиля без прицепа или полуприцепа Hsan = Hs.

Подсчет произведенной транспортной работы W ведется по формуле:

W = Gгр × Sгр

где      Gгр – вес транспортируемого груза, т

Sгр – расстояние, пройденное загруженным автомобилем, т

Для грузовиков с бортами и автопоездов, выполняющих работу, исчисляемую в т км, к базовым значениям прибавляется до 1.3 л/100 т км дизтоплива. При работе грузовиков с бортами, тягачей с прицепами и полуприцепами к нормативному значению расхода ДТ на пройденное расстояние прибавляется до 1.3 л дизтоплива. Для техники с комбинированным газодизелем в обоих случаях прибавляется до 0.25 л дизтоплива.

Для фургонов, при эксплуатации которых не учитывается вес груза, объем расходуемого дизтоплива по нормативу рассчитывается с применением повышающей поправки, которая составляет до 10% относительно базовых нормативных значений.

Самосвалы

Qн = 0.01 × Hsanc × S × (1 + 0.01 × D) + Hz × Z

где      Qн – расходуемое количество топлива по нормативу, л

Hsanc – нормативная величина расхода ДТ на 100 км дороги, л

S – пройденное техникой расстояние, км

D – поправка, %

Hz – нормативная величина расхода ДТ на каждую поездку груженого самосвала, л

Z – число поездок груженого самосвала за одну смену

Для расчета нормативной величины расхода дизтоплива Hsanc применяется следующая формула:

Hsanc = Hs + Hw × (Gпр + 0.5q)

где      Hsanc – нормативная величина расхода дизтоплива на 100 км, л

Hs – транспортный норматив расхода ДТ на 100 км, в котором учитывается проделанная транспортная работа (коэффициент загрузки 0.5), л

Hw – норматив расхода ДТ на выполненную транспортную работу (если при вычислениях транспортной нормы Hs не учитывается коэффициент 0.5) и на вес прицепа или полуприцепа, л/100 т км

Gпр – вес пустого прицепа или полуприцепа, т

q – грузоподъемность прицепа или полуприцепа, т

При эксплуатации техники с прицепами и полуприцепами, если расчет базовых нормативных значений производится по правилам, установленным для седельного тягача, к норме расхода прибавляется до 2 л дизтоплива на каждую тонну веса пустого прицепа или полуприцепа и половину номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки 0.5). При маневренном движении на погрузочно-разгрузочных площадках дополнительно вводится норма расхода на каждую поездку груженого транспорта из расчета до 0.25 л ДТ для дизеля, до 0.1 л для газодизеля и до 1 л для большегрузов вроде БелАЗа.

При эксплуатации техники с коэффициентом полезной загрузки, превышающим 0.5, позволено устанавливать нормы расхода ДТ по правилам, принятым для грузовиков с бортами.

Специальные и специализированные автомобили

Формула расчета для техники, работающей во время стоянки (пожарные машины, автоцистерны, компрессоры, буровые установки):

Qн = (0.01 × Hsc × S + Ht × T) × (1 + 0.01 × D)

где      Qн – расход дизтоплива согласно нормативу, л

Hsc – нормативный показатель расхода ДТ на 100 км дороги, л

S – пройденное расстояние до точки стоянки и назад, км

Ht – нормативный показатель расхода ДТ на работу спецоборудования (л/ч) или производимую операцию, например заполнение автоцистерны (л)

T – продолжительность работы спецоборудования (ч) либо число произведенных операций

D – поправка, % (при эксплуатации спецоборудования используются поправки лишь на работу зимой и в горах)

Если спецтранспорт используется одновременно для транспортировки груза, при расчетах нормативного показателя расхода дизтоплива Hsc учитывается транспортная работа:

Hsc = Hsc + Hw × W

где      Hw – нормативный показатель расхода ДТ в ходе произведенной транспортной работы, л/100 т км

W – величина произведенной транспортной работы, т км

Формула расчета для автомобилей, ведущих работу в ходе передвижения (автомобили-вышки, кабелеукладчики, бетономешалки):

Qн = 0.01 × (Hsc × S + Hs’’ × S’”) × (1 + 0.01 × D)

где      Qн – расход ДТ согласно нормативу, л

Hsc – индивидуальный нормативный показатель расхода ДТ на 100 км, л

S – пройденное расстояние до точки работы и назад, км

Hsc’’ – нормативный показатель расхода ДТ на пройденное расстояние при передвижении в ходе работы, л

S’’ – пройденное расстояние при передвижении в ходе работы, км

D – поправка, % (при эксплуатации спецоборудования поправки применяются исключительно на работу в зимний сезон и в горной местности)

Нормы для техники со спецоборудованием привязаны к таковым для базовых моделей и учитывают изменившийся вес транспортного средства. Для спецтранспорта, задействованного в сфере ЖКХ, за ориентир берутся нормы Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова.

Онлайн-калькуляторы

Держать приведенные формулы в голове не имеет смысла, программные продукты позволяют автоматизировать расчеты. Достаточно выбрать конкретный автомобиль, вбить расстояние, поправочные коэффициенты и другие необходимые данные, дальше программа все сделает сама. Если величина норм расхода отличается от фактической, ее можно скорректировать.

Расстояние, которое проходит автомобиль, задается по одометру, картам Гугл или с помощью системы ГЛОНАСС. Заинтересованные в точных расчетах лица предпочитают ГЛОНАСС одометру, поскольку погрешность последнего может достигать 5%, что при расчетах выливается в достаточно серьезные цифры.