Территориальные нефтебазы, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия, тепловые электростанции всегда вынуждены держать определенные объемы дизельного топлива (ДТ) про запас. Особо остро эта проблема проявляется на территориях Крайнего Севера, где доставка грузов ограничена периодом летней навигации, а отопительный сезон длится едва ли не круглый год. Крупные партии с истекающим сроком хранения регулярно выбрасываются на рынок при освежении складов Росрезерва. Потребителям в этой ситуации приходится задаваться далеко не праздными вопросами — какой срок годности у дизельного топлива, как правильно его хранить и что с ним происходит при длительном хранении.
Какие сроки установлены для хранения
Действующими ГОСТами предписывается 5-летняя гарантия на дизельное топливо, отсчет идет с даты выпуска. Нормативные положения распространяются на солярку и другое ДТ, которым заправляют быстроходную наземную технику, тяжелые гусеничные машины, тепловозы и суда. Депарафинированное зимнее и арктическое топливо для наземного транспорта с быстроходным дизелем может храниться 1 год.
Отдельный разговор пойдет о дизтопливе ЕВРО, которое отличается более высоким качеством. Своим появлением в продаже оно обязано переходу на экологический стандарт Евро-5, обязательный для всех грузовых и легковых автомобилей. Согласно ГОСТам, этот продукт гарантированно хранится столько времени, сколько укажет производитель в договоре на поставку. Как правило, срок годности составляет от 6 месяцев до 1 года, при наличии депрессорно-диспергирующей присадки (антигеля) — 6 месяцев.
В отношении более дешевого печного (котельного) топлива, которое идет на отопление жилых домов и нежилых зданий, каких-либо нормативов нет. Предприятия-производители работают по ТУ и устанавливают сроки хранения на свое усмотрение, обычно от 1 года до 5 лет.
Почему дизтопливо ЕВРО хранится меньше, чем обычное
В первую очередь это вызвано более жесткими требованиями к характеристикам. При длительном хранении дизельного топлива ЕВРО слишком велика вероятность, что его свойства станут неудовлетворительными. Есть и другая причина, парадоксальным образом завязанная на возросшее качество продукции.
По стандарту Евро-5 в дизтопливе ЕВРО содержание серы сведено к минимуму, эта норма позволяет резко уменьшить концентрацию токсичных сернистых соединений в выхлопах автомобилей. Однако сера не только вредная примесь, но и природная смазка, снижение ее доли компенсируют присадками. При долгом хранении присадки осаждаются, что приводит к расслоению и ухудшению качества топлива.
Сера к тому же еще и антисептик, в сельском хозяйстве ее издавна применяют для борьбы с грибковыми болезнями и вредителями. При уменьшении доли серы активизируется деятельность микроорганизмов, для которых органические углеводороды представляют питательную среду, в результате горючее разлагается. По перечисленным причинам срок годности дизтоплива ЕВРО измеряется месяцами, а не годами, как у менее чистой солярки.
Чего ждать от долго хранившегося топлива
Использование горючего с истекшим гарантийным сроком хранения – это всегда повышенный риск. Старое дизельное топливо может засорить топливную систему и форсунки, что выльется в дорогой ремонт. С течением времени неизбежно развивается процесс окисления, в емкости накапливается влага и грязь. Происходит расслаивание топлива, характеристики по всему объему становятся разными и отклоняются от первоначальных значений.
В дизтопливе ЕВРО из-за оседания противоизносных присадок на дне емкости у верхних слоев ухудшаются смазывающие свойства, что отрицательно сказывается на ресурсе работы двигателя. Проблему расслаивания стараются решить интенсивным перемешиванием, однако не всегда это дает ожидаемые результаты.
Если гарантийный срок завершился, для проверки на соответствие нужным характеристикам можно устроить испытания. При использовании печного топлива, требования к которому гораздо мягче, такой подход точно оправдан.
Непросроченное дизтопливо тоже может оказаться негодным, если нарушены правила хранения. Согласно положениям ГОСТов, производитель в этом случае снимает с себя ответственность за отклонение характеристик от стандартов. О том, что с топливом что-то не так, сигнализирует изменившийся цвет и прозрачность, расслоение и выпадение осадка.
Как уже говорилось, Росрезерв периодически реализует свои запасы с истекающим сроком годности. Если в продажу вдруг попадет такое топливо, в его качестве можно быть абсолютно уверенным. Условия хранения в этой организации идеальные и поддерживаются неукоснительно.
Как положено хранить дизельное топливо
- Емкостями служат металлические резервуары или бочки с внутренним антикоррозионным покрытием, способным выдержать контакт с нефтепродуктами, подтоварной водой, кипятком и паром. В районах Крайнего Севера очень удобно пользоваться мягкими резервуарами из высокопрочных полимерных материалов — нефтетанками.
- Пластиковые канистры годятся для хранения только при наличии на них специальной маркировки предприятия-производителя, свидетельствующей о подобной возможности.
- Резервуары и тара должны быть чистыми и герметичными. Емкости размещают в прохладном месте, защищенном от воздействия прямых солнечных лучей, источников тепла и атмосферных осадков.
- Дизельное топливо нельзя хранить совместно с баллонами с кислородом, кислотами, иными окислителями.
Что делать с негодным дизельным топливом
На грунт или в канализацию сливать его точно не стоит, это запрещено законодательством. Топливо для транспорта вполне может пригодиться в качестве печного для жидкотопливных котлов. Если такой вариант не проходит, рекомендуется обратиться в специализированную компанию, которая занимается утилизацией нефтепродуктов.
Дизтопливо откачают в автоцистерну и заберут на перерабатывающее предприятие, где из него получат вторичные нефтепродукты и стройматериалы либо разложат его на воду и углекислоту. Хозяин получит на руки документы с подтверждением факта успешной утилизации, на этом история завершится.