#ALLSTYLES##STYLE#

Требования к автоперевозкам дизельного топлива

Требования к автоперевозкам дизельного топлива

Специфика транспортировки нефтепродуктов заключается в повышенной опасности груза. В этих условиях соображения безопасности людей, окружающих объектов и природной среды выходят на передний план, поэтому процесс перевозки дизельного топлива автотранспортом подлежит строгой регламентации.

Нормативные документы

Основополагающим сводом норм и требований в этой сфере считается Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, более известное как ADR или ДОПОГ. На него ссылается и главный внутрироссийский документ – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, принятые постановлением Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020.

Из положений ДОПОГ можно узнать, к какому классу опасности относится дизельное топливо и какие проистекающие требования выдвигаются к конструкции транспортных средств, используемому оборудованию и маркировке груза. Установленные правила действуют независимо от того, является перевозка ДТ коммерческим мероприятием или нет.

Перечень основных требований

Дизельное топливо перевозится в цистернах, установленных на шасси автомобиля, прицепа или полуприцепа. Конструкция средств перевозки, помимо ДОПОГ, должна соответствовать ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», ГОСТ 33666-2015, ГОСТ Р 41.105-2005 и Правилам ООН № 105.

Топливо для дизелей относится к классу опасности 3 (легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не выше +60 °C). Соответственно, первоочередное внимание при перевозке уделяется пожаро- и взрывобезопасности. Для защиты от электростатических разрядов предусматривается заземление. Цистерны оборудуют донными клапанами и дыхательными устройствами, оснащеных огневыми предохранителями или фильтрами.

На автомобиле размещаются знаки и таблички со следующей информацией:

  • Номер ООН

  • Идентификационный номер опасности

  • Класс опасности груза

  • Вещество представляет опасность для природной среды

  • Успешное испытание и соответствие топливной емкости требованиям ДОПОГ

  • Ограничение скорости

На цистерне должен присутствовать оранжевый проблесковый маячок, по бокам и сзади наносится хорошо различимая надпись «Огнеопасно». Транспортное средство комплектуется красным мигающим фонарем либо знаком аварийной остановки, а также порошковыми огнетушителями объемом не менее 5 л, кошмой и емкостью для песка весом около 25 кг.

На водителя и автомобиль должно быть оформлено свидетельство о допуске к перевозке дизельного топлива. В число сопровождающих бумаг обязательно входит транспортный документ.

В перевозочном документе указывается в приведенной последовательности:

  1. Номер ООН с предшествующими буквами – UN1202

  2. Правильное отгрузочное название – топливо дизельное

  3. Класс опасности груза – 3

  4. Группа упаковки – III

  5. Категории туннелей, через которые проезд запрещен – (D/E)

  6. Запись об экологической опасности – опасное для окружающей среды

В документе также содержится информация о числе грузовых мест с описанием используемой тары (если применимо), общем количестве дизельного топлива, наименовании и адресе отправителя и получателя груза.

Перед началом рейса водитель знакомится с письменными инструкциями, в которых содержится информация о мерах на случай аварии или чрезвычайной ситуации. Инструкции заранее передаются перевозчиком и при следовании по маршруту хранятся водителем в доступном месте.

В каких случаях возможны исключения и послабления

Правилами перевозки дизельного топлива до определенного объема не учитывается содержимое топливных баков транспортного средства. Разрешается заправлять автомобили из расчета 1500 л на одну единицу плюс 500 л на прицеп. Кроме того, до 60 л для дозаправки можно перевозить в переносных емкостях, например канистрах. Указанные ограничения объемов не касаются транспорта аварийных служб.

Еще одно исключение относится к потреблению топлива частными лицами на заправку дизель-генератора, моторной лодки или иные личные цели. ДТ должно быть разлито в розничную тару в объеме не более 60 л на один сосуд, совокупный объем составляет не более 240 л на автомобиль. Крупногабаритная тара, еврокубы и цистерны емкостями для розницы не считаются.

Если объем дизельного топлива не превышает 1000 л, допускается транспортировка по упрощенным правилам. Перевозить такое количество можно в пластиковых и металлических еврокубах, бочках до 450 л и канистрах до 60 л. Предъявляемые требования сводятся к наличию транспортного документа и маркировочных знаков на таре, а также надежному креплению емкостей в кузове автомобиля.

Ответственность за нарушения правил перевозки

Согласно статье 12.21.2 КоАП РФ, часть 1, при несоблюдении требований транспортировки на водителя, ответственных за перевозку дизельного топлива и юридических лиц налагаются серьезные денежные штрафы. Водитель вместо уплаты штрафа может лишиться прав на срок до полугода. Автомобиль отправляется на спецстоянку, где находится до тех пор, пока нарушения не будут устранены.

Причины санкций:

  • Отсутствие свидетельств о допуске водителя или транспортного средства к перевозке дизтоплива

  • Несоответствие конструкции автомобиля нормативным требованиям

  • Отсутствие информационных знаков об опасности груза

  • Отсутствие аварийной карточки груза

  • Отсутствие средств устранения последствий ЧП при транспортировке

  • Несоблюдение требований грузовых автоперевозок, изложенных в постановлении Правительства РФ №2200

При иных, менее тяжких нарушениях, применяется часть 2 упомянутой статьи КоАП РФ. В этом случае дело ограничивается меньшим по размеру денежным штрафом.

ДОПОГ – весьма солидный двухтомный сборник нормативных требований, в котором подчас нелегко разобраться даже эксперту. Однако незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности. Чтобы застраховаться при перевозке дизельного топлива автотранспортом от неприятных сюрпризов, рекомендуется установить профессиональную программу, например Эксперт ОГ, либо обратиться за профессиональными консультациями к специалистам по ДОПОГ.